В связи с нарастанием
кризисных явлений в мировом человеческом сообществе все больше
приковывает внимание широко мыслящих ученых феномен Жизни.
Человечество стоит на пороге выработки нового миропонимания. К
началу XX века благодаря напряженной работе естественнонаучной и
философской мысли были сформулирована вопросы, от ответов на которые
зависит дальнейшее развитие человечества и жизнь на планете Земля.
Эти вопросы звучат просто:
I) что такое жизнь?
2) где находятся пределы распространения жизни?
3) каково взаимоотношение и взаимосвязь между живой и косной
материей?
4) каково место и роль человека в мире?
Эти вопросы не новы.
Но они по-новому зазвучали на очередном витке человеческой мысли, на
фоне возросшего технического могущества человека, в связи с
осознанием бесперспективности прямолинейного наращивания технической
мощности, основанной на потребительском отношении к природе.
Мифологическое и религиозное мировоззрение дает ответы на эти
вопросы. Но они уже но могут удовлетворить нас. И все же извлечь
рациональное зерно из богатого человеческого опыта, отраженного в
мифах и религиях и дополнить его современными достижениями
человеческой мысли было бы разумно.
Важное место в системе современного научного мировоззрения занимает
учение о биосфере. Масштабное развитие этого учения бесспорно
принадлежит В.И.Вернадскому. И в его тени, к сожалению, остается
целая плеяда великих мыслителей, наших соотечественников. Среди них
- А.Л.Чижевский. Являясь основателем космической биологии он
расширил представление об условиях существования жизни на Земле,
научно доказал наличие постоянно действующих связей биосферы с
космическими факторами, существенно расширил понятие "внешняя
среда", включив в него и космическое пространство.
Здесь не имеет смысла приводить биографию ученого. Она хорошо
изложена самим А.Л.Чижевским в книге "Вся жизнь" (I). в
добросовестной и обстоятельной биографии, написанной его коллегой и
единомышленникои В.Н.Ягодинским (2), а также в предисловиях к
некоторым его книгам. Но хотелось бы указать на многогранность
таланта этого человека. Это важно как для понимания психологии
творчества, так и для выяснения генетической связи взглядов
мыслителя с традициями философии русского коомизма.
Правде всего А.Л.Чижевский - ученый-естествоиспытатель. Его
интересуют, как он сам пишет, различные "влияния": Солнца на
биосферу Вемли, ионизированного воздуха на животных и человека,
состояния крови на жизненную активность организма. И как ученый он
был неутомимым и изобретательным экспериментатором. Окончательные
выводы делал только на основании строгих фактов и статистической
обработки огромного исторического материала.
Но научные интересы ученого имеют прочный философский фундамент.
Пока мы не имеем возможности ознакомиться с оригинальными
философскими работами Чижевского, но их анализ, данный
В.Н.Ягодинским в научной биографии мыслителя, позволяет поставить
имя Чижевского в один ряд о Н.Ф.Федоровым, К.Э.Циолковским,
Н.А.Морозовым, В.И.Вернадским. Свое философское кредо, по нашему
мнению, Чижевский выразил в следующих строчках: "В науках о природе
идея о единстве и связанности всех явлений в Мире и чувство мира как
неделимого целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой
они мало-помалу достигают в наши дни" (8, с.50). И далее: "Живое
связано со всей окружающей природой миллионами невидимых, неуловимых
связей - оно связано с атомами природы всеми атомами своего
существа... Каждый атом живого резонирует на соответствующие
колебания атомов природы" (8, с.51). Такой подход к миру определяет
все его естественнонаучные искания.
Не менее глубок А.Л.Чижевский как Поэт и Художник. Вся его натура
очень поэтична и чувствительна. Слабое здоровье и высокая
психологичеокая чувствительность еще в детстве послужили толчком к
увлечению астрономией, звездным небом, космосом. В его поэзии с
большой полнотой отразилось его мировоззрение и мироощущение.
Такая полнота охвата с естественнонаучных, философских и
художественных позиций давала мыслителю возможность целостного
восприятия мира.
Длительная друкба связывала двух великих русских людей - К.
Э.Циолковского и А.Л.Чижевского. И она не могла не повлиять на
взгляды молодого А.Л.Чижевского. Но здесь важно другое:
взаимопонимание. Они принадлежали к разным поколениям людей, но
одному поколению мыслителей - философии русского космизма. Последний
сейчас стал объектом пристального внимания исследователей (4;5).
В трудах его основных представителей (В.Ф.Одоевский, В.И.Вернадский,
К. Э. Циолковский, И.А.Морозов, Н.Ф.Федоров и др.), впервые стала
обосновываться необходимость обьединения людей не на
социально-политической или иной основе, а обращаясь к идеям
экологического порядка, ибо к природе человечество относится как
единое целое, независимо от классовых или религиозных отличий.
Вычленение глобально-экологической проблемы неизбежно должно было
привести к обоснованию учения о ноосфере и формированию
антропокосмического мировоззрения. Ведущая роль в этом, безусловно,
принадлежит выдающемуся мыслителю В.И.Вернадскому. Природа в системе
этого мировоззрения не объект, который должно обрабатывать техникой,
а мир, в котором мы живем, и противопоставление в этом мире
искусственного, техногенного - естественному чревато глобальными
катастрофами. Выход, по мнениию В.И.Вернадского, один: направить
научную и техническую мысль в русло формирования ноосферы, т.е.
сферы обитания "человека разумного", способного гармонизировать свои
материальные и духовные потребности и сохранить равновесие в природе
(6).
В.И.Ленин в "Философских тетрадях" подчеркивал, что "сознание
человека не только отражает мир, но и творит его" (7, с.194). Но,
оказывается, сознание может и разрушать мир, если оно не пронизано
гуманистическими принципами, не диалектично, подчинено решению
только утилитарных задач. Ныне остро поставлен вопрос о выработке
нового мышления, открылась возможность для решения коренных вопросов
общественного прогресса и кардинальных изменений во всех сферах
социума. Разум и нравственность, честь и совесть начали отвоевывать
позицию за позицией, выступая мощным рычагом революционных перемен.
В этих условиях преодоление стереотипов сциентистской культуры,
технократических подходов являются важным условием перестройки
духовной сферы социалистического общества. Но надо понять, что для
этого должны быть использованы все альтернативы и прежде всего нужно
ассимилировать все культурные достижения человечества, как это
советовали наши классики: переосмыслить все духовные искания
прошлого и современности, какие бы ярлыки на них не были повешены в
|прошлые годы.
В полной мере духовное богатство философии русского космизка |еще не
осознано. И это понятно. Его представители только нащупали сделали
первый шаг в направлении постановки и решения технических и
этических проблем, связанных с противоречием бытия человека и
человечества, таких, как смертность, экспансия жизни и
ограниченность природных ресурсов, а также неудовлетворенность
антропоцентристским мировоззрением, для которого парадоксальным
образом космос оказался "пустым", в нем не нашлось места жизни и
человеку. Различные представители русского космизма пользовались
различной терминологией, разным языком, что и сейчас затрудняет
адекватное усвоение их идей. По-разному расставлены акценты в их
наследии. Но главный итог их исканий, на наш взгляд, заключается в
следующем:
I) осознание жизни как космического явления, требование целостного
восприятия мира;
2) осмысление космической роли жизни и мысли;
З) обосновали необходимость регуляции природы с целью космической
перспективы развития человечества.
Таким образом, жизнь осознавалась как космическое явление, и в то же
время выдвигалась практическая программа сохранения и развития
именно Земной жизни, человека и человечества. Складывается
активно-эволюционная мысль, по выражению С.Семеновой (8). С одной
стороны |жизнь - порождение космоса, "но возникает и обратная
зависимость: |человек, - пишет С.Семенова, - становится одним из
мощных факторов, действующим сознательно" (8, с.199). Вот тут-то и
возникает с новой силой вся гамма философских вопросов: в чем смысл
жизни, истории, :космоса? какова природа человека? каковы регулятивы
человеческого поведения, позволяющие ему выполнить свое
предназначение, не нарушить экологический, в широком смысле, порядок
и сохранить таким образом себя, человечество и космическую гармонию,
и в то же время позволяющие ощущать полноту и радость жизни.
Философия русского космизиа создала духовную атмосферу, идейный
фундамент для естественнонаучной разработки учения о биосфере.
Вернадский и Чижевский явились крупнейшими представителями
естествознания, которые подхватили идеи и продолжили научную
разработку учения о биосфере в их русле. Но в их подходах есть
принципиальная разница. Вернадский шел к пониманию космической роли
жизни от цикла геологических наук, Чижевский пришел к выводу о том,
что "наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются
результатом творческого воздействия космических сил" (З, с.26),
изучая влияние солнечной активности на органическую жизнь Земли.
Но А.Л.Чуковский еще и с другой стороны подошел к осознанию жизни
как космического явления. В исследованиях по аэроионификации он
пришел к выводу, что для поддержания жизни необходим не просто
кислород, а определенным образом ионизированный кислород, с вполне
определенным соотношением положительных и отрицательных ионов.
Отклонение от нормы сразу сказывается на живом организме. Причем он
установил, что положительные аэроионы отрицательно сказываются на
жизнедеятельности, а отрицательные - положительно, что позволило ему
предложить эффективный метод лечения некоторых заболеваний и дать
полезные рекомендации для сельского хозяйства. Но речь о другом.
Дело в том, что необходимое для поддержания жизни состояние
кислорода зависит как от внешних условий, так и от природы самих
атомов. Как пишет П.К.Коржуев, "есть нечто величественное в том, что
одно лишь свойство этого жизненно активного элемента, каким является
кислород, определило сложнейший характер эволюции организмов на
нашей планете" ( 9, с. 22-28).
И еще одна гипотеза А.Л.Чижевского заслуживает пристального
внимания. Осмысливая большой экспериментальный материал по влиянию
Солнца на живые организмы он пришел к допущению о существовании
Z-излучения, испускаемого Солнцем и ответственного за усиление
функциональной активности биосферы. Фактов, подтверждающих эту
гипотезу, много, но трудность состоит в том, что это биоактивное
Z-излучение неопределимо пока обычными физическими методами, а
обнаруживается лишь в некоторых химических реакциях, прежде всего в
клетках живых организмов, и поэтому его природа остается пока не
раскрытой. К подобной рабочей гипотезе вынуждены были прибегнуть еще
несколько естествоиспытателей: немецкий микробиолог Г.Бортельс,
японские ученые Х.Морияма и М.Таката, итальянский химик Д.Пиккарди.
С точки зрения исторической правды интересен еще один вопрос. Два
великих мыслителя и естествоиспытателя - В.И.Вернадский и А.Л.
Чижевский - были современниками. Оба имели мировую известность и
работали над одними и теми же вопросами. Но если Чижевский в своих
работах ссылается на труды Вернадского, то у Вернадского ссылок на
Чижевского обнаружить пока не удалось, что трудно объяснить, зная
научную добросовестность и корректность В.И.Вернадского. Этот вопрос
могут решить архивные исследования. Хотя известно, что Вернадский
знал о проблемах, над которыми работал Чижевский. В одной из своих
книг Чижевский рассказывает о визите к Вернадскому томского врача
П.М.Нагорского (10, с.75), который занимался сходными проблемами и
даже по близким методикам, что и сам Чижевский. Вернадский выразил
полное одобрение его исследованиями и пожелание продолжать "эту
очень важную работу".
Таким образом, высказанное Н.В.Ягодинским положение о взаимосвязи
идей Чижевского и Вернадского кажется нам вполне обоснованным, а с
мнением Р.К.Баландина о том, что исследования Чижевского и
Вернадского нельзя объединять, ибо они не соприкасались, мы позволим
себе не согласиться (11).
Современное естествознание подтверждает выводы двух великих ученых и
мыслителей о жизни как закономерном космическом феномене. Самый
яркий аргумент в пользу этого - разработка антропного принципа,
удивительная гармоничность мировых констант (12).
Развитием идей как Вернадского, так и Чижевского является
предлагаемый В.А.Фроловым системно-кибернетичеокий подход в
понимании биосферы, который заключается в представлении космоса и
биосферы "в виде двух аналогичных по структурно-функциональным
особенностям, тесно увязанных и активно взаимодействующих
иерархических цепей -космической (КИЦ) и биосферной (БИЦ),
образованных по принципу "целое нормирует параметры частей" (т.е.
отрицается редукционизм, сведение целого к части). Можно
предположить существование единого спектра пространственно-временной
космобиоритмики, объединяющего обе цепи в единый колебательный
ансамбль с едиными основами синхронизации и когерентности,
исходящими из первичных звеньев КИЦ, а также содержащемся в этом
спектре единый космический код (ЕКК), который несет в себе
информационные программы основных моментов пространственно-временной
организованности, универсального пути синтеза звеньев по линии от
КИЦ к БИЦ" (13, с.33). "Развитие биосферы - Великий Процесс,
развивающийся в пространстве-времени системы Земли. И этот процесс
есть ПВ (пространственно-временное - авт.) отражение еще более
Величественного Процесса, разворачивающегося в масштабах Вселенной,
отражение эволюции Вселенной" (13, с.33). Но поскольку биосфера в
лице человечества способна сознательно оказывать обратное влияние в
огромных масштабах на саму себя, а в перспективе и на космос, то
человечеству необходим экологический императив, который бы
предостерегал от внесения чрезмерных или даже необратимых искажений
в Миропорядок. Необходимо созидание ноосферы (у Чижевского -
психосферы). А для этого нужны новые этические регулятивы и новые
естественнонаучные подходы, исходящие из целостного описания Мира,
противоположного редукционизму. Как раз системно-кибернетический
подход и "позволяет с единых позиций рассмотреть проблемы охраны
биосферы и космоса от загрязнений на вещественном и полевом уровнях"
(13, с.34). Но системно-кибернетический подход в свою очередь тоже
нуждается в выработке категориального аппарата и знании реальных
параметров описываемых систем, плюс знание соотношений этих
параметров между собой на различных иерархических уровнях. Большую
пользу здесь может оказать исследование этнографического материала и
фольклора, в которых отражен богатый исторический опыт человечества
по регламентации жизни человека и общества: организация ритмики
жизни, различные системы природопользования, сложная регуляция
брачных отношений. Ведь обычаи, лишенные смысла не могли ни
возникнуть, ни тем более сохраниться, а значит в них нашли отражение
какие-то объективные причины, которые не всегда легко понять с
первого взгляда. Собственно, если исходить из целостного подхода к
миру, то принципиальной разницы между гуманитарным и
естественнонаучным знанием не существует. Чижевский, будучи по
образованию аржеологом и историком, а потом уже биофизиком,
прекрасно доказал это своим творчеством.
Вклад Вернадского в развитие учения о биосфере общепризнан. Его
труды издаются. Но этого мало. Необходимо более пристальное внимание
к наследию Чижевского, требуется комментированное издание его
трудов. Кроме того ждут введения в научный оборот многие работы
русских авторов (Н.Я.Перна, В.Я.Данилевский, Д.Кайгородов,
М.А.Боголепов, Н.А.Скаловский, В.Б.Шостакович) если не переизданием
научных трудов, то хотябы критическим анализом их в специальной
монографии. Это должнно ускорить выработку нового мировоззрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чижевский А.Л. Вся
жизнь. - М.: 1974. - 208 с.
2. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. 1897-1964. -
М.: 1987. - 304 с.
3. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: 1976. - 367 с.
4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. - М.: 1987. - 357 с.
5. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М.: 1987.
6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: 1988.
7. Ленин В.И. Философские тетради// Полн. собр. соч. - М.: 1968. -
Т. 29. - 784 с.
8. Семёнова С. Семья идей // Знамя, 1988, № 8, с. 186-201.
9. Коржуев П.К. Идеи А.Л.Чижевского и проблемы эволюции // Солнце,
электричество, эйизнь. - М.: 1969. - 104с.
10. Чижевский А.Л., Шишина Ю.Г. В ритме солнца. - М.: 1969.- 112 с.
11. Баландин Р.К. Путь исканий // Природа, 1988, № 2, с.28-28.
12.Новиков И.Д., Полнарев А.Г., Розенталь И.Л. Численные значения
фундаментальных постоянных и антропный принцип // Проблема поиска
жизни во Вселенной. - М.: 1986. - С. 36-40.
13. Фролов В.А. Взаимодействие космоса и биосферы в свете учения
В.И.Вернадского // Бюллетень комиссии по разработке научного
наследия академика В.И.Вернадского, 1988, №4.