Переводы ::: Übersetzungen ::: Translations ::: Переклади

Von Deutsch, Englisch und Ukrainisch ins Russisch ::: From German, English, Ukrainian in to Russian ::: С немецкого, английского, украинского на русский

 Коллекционные рамки для фотографий и картин

 

 

 

 

 

Евгений Смотрицкий


Философ. Публицист. Переводчик.

 

 

 

Rousseaustr 6. 67663 Kaiserslautern, Германия.                                     smotrytskyy@gmx.de                                       Тел.: 49 (631) 342-79-91

 
 

 

Главная | Профиль | Рекомендации | Публикации | Переводы | Услуги


ИСКАТЬ НА OZON.RU

 

Смотрицкий Е.Ю.


ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ЦЕННОСТЕЙ

 

Аксиологический хронотоп народа есть его душа. Его разрушение неизбежно ведёт к смерти народа. Именно это сегодня происходит в масштабе планеты с каждой этнической и политической нацией. Не впервые в истории человечества происходит смена ценностей и перестройка социального организма. Но глобальный характер современного процесса имеет свои особенности и требует особого анализа. Этот феномен не ускользнул от внимания специалистов. Он осознаётся как страшный разрушительный процесс в ходе созидательной глобализации. Механизмы так называемого культурного влияния, посредством которого по планете распространяются новые прогрессивные (высокопроизводительные) технологии, неизбежно разрушают традиционные общества, полностью меняют структуру экономики, уклад жизни и сложившуюся исторически и проверенную веками систему ценностей. Они просто обессмысливают её, поскольку старая, традиционная система ценностей просто несовместима с новым образом жизни. И чем сильнее отдельные люди цепляются за отжившее, тем меньше у них лично шансов выжить и встроиться, вписаться в новый социальный порядок. Возникает буквально дилемма: предать традиции и выжить или остаться верным традиции и умереть. Совершенно невыносима эта дилемма для интеллигенции как носителя и транслятора традиции: для учителей, священнослужителей, врачей, крестьян (не наёмных сельхозработников). Для них отказаться от традиционных ценностей равнозначно профессиональному самоубийству и убийству себя как личности. Сохранение же верности традиционной системе ценностей ведёт к маргинализации, выталкиванию человека на периферию новой культуры, или превращают его в чудака, шута, вернее в клоуна, в  ряженного. Отсутствие ясности в понимании этого процесса и отказ и неумение обществ и государств дать точные ответы и рекомендации в этих условиях ведёт к непоследовательности, половинчатости во всех сферах жизни. Тотальный распад мы воспринимаем как отдельные случаи, как «плохую статистику», но процесс гораздо глубже: это лес горит, а не отдельные деревья. Это рушится целое, а части разлетаются, как щепки, при рубке деревьев. И уже неважно – это щепка или целая ветвь, ибо части вне целого лишаются жизнеспособности и смысла.

Архитектоника ценностей очень сложна, а главное – противоречива. Поэтому мы все нуждаемся в скрупулёзной разработке не просто новой, адекватной новым социальным и технологическим реалиям системе ценностей, но и в механизмах, обеспечивающих воспроизводимость и функциональность системы ценностей. Собственно это и есть аксиологический хронотоп как механизм культуры. В противном случае мы имеем демагогию о ценностях, модную пи-ар-риторику, которые, в итоге, выполняют антисоциальную функцию, поскольку ведут к культивированию двойной морали, лицемерию, в лучшем случае – к цинизму. Идеальных людей и обществ не существует. Но соблюдение меры необходимо и в этих проявлениях человеческих качеств. Если они становятся преобладающими у большинства людей, то народ или политическую нацию можно считать выродившейся в население на некой территории. Это население не будет защищать Родину. Им относительно легко управлять. Поскольку можно просто купить. Народ тем и отличается от населения, что он обладает силой духа и готов умереть, защищая свои ценности, свою культуру. Такой народ нельзя купить или запугать, его можно только уничтожить.

Несколько примеров относительно противоречивости ценностей на разных уровнях иерархии субъектов-носителей ценностей. Такими носителями могут быть индивид, социальная группа, социальный слой, этническая группа, народ, всё человечество. Ценности индивида эгоистичны и находятся в конфликте с ценностями социальных групп, поскольку последние требуют от человека самоограничения и альтруизма. Индивидуальные ценности в значительной степени натуралистичны, биологичны. Фактически, это то, что Локк назвал неотчуждаемыми правами. Но это никак не социальное и тем более не духовное в природе человека, а просто животное. Если перейти на уровень духовных интересов человека, то можно говорить об интересах, склонностях, вкусах как об индивидуальных ценностях. Но они могут быть абсолютно чужды даже тому обществу, которому принадлежит человек, или могут рассматриваться обществом как пороки, как антиценности. Что касается общечеловеческих ценностей, то их просто не существует. Это опять-таки только биологические ценности. Индивидуальное и общечеловеческое в этом смысле смыкаются, происходит диалектическое отрицание на новом уровне. Ценности не обладают фрактальной природой. Тогда вопрос: а какой? Как соотносятся и как можно и должно соподчинить индивидуальное и коллективное, как совместить взаимоисключающее? И это одна из функций аксиологического хронотопа. Но для того, чтобы создавать его, необходимо знать пространственные и временные закономерности ценностей. Если разрушить пространство ценностей – они теряют смысл. Если разорвать время ценностей – они теряют силу. Проблема отцов и детей – это проблема пространства и времени ценностей. Если отцы и дети живут в разных ценностных пространствах («на своей волне», как говорят о молодёжи) – это социальная катастрофа. Если отцы и дети утрачивают общие ценности, то происходит разрыв поколений, рвётся нить социального времени. А без единой истории нет единого народа. История – это ценностный клей, превращающий население в народ с единой судьбой.

15.05.2009-10.08.2009
Kaiserslautern

Смотрицкий Е.Ю. Пространство и время ценностей //
Ценности  и оценки: проблемы философии и науки.
Сборник научных статей. Выпуск 5. Смоленск,
Смоленский гуманитарный университет, 2009,
тираж 150 экз. 324с. - с.253-256.

 

 


Главная | Профиль | Рекомендации | Публикации | Переводы | Услуги

2001-2009 © Евгений Смотрицкий. Все права защищены.

Designed by lolamax

Сайт создан в системе uCoz