|
Евгений СмотрицкийФилософ :: Публицист :: Переводчик
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
Главная | Новости | Профиль | | Публикации | Переводы | Услуги | Друзья и коллеги | Учителя | журнал RELGA |
|
||||||||||||
Разное | Мой блог на mail | Я на Facebook | Гостевая книга | Я на twitter | Партнёры | Donate |
|||||||||||||
ПУБЛИКАЦИИ |
|
||||||||||||
Е. Ю. Смотрицкий, В. И. Шубин,
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ТРУДАХ В. И. ВЕРНАДСКОГО
"XX столетие,
- пишет Н. Н. Моисеев, - мне кажется, уместно связать с именем В. И.
Вернадского, ибо в этом столетии также произошла смена
представлений, разрушившая некоторые традиционные границы между
естественными и общественными науками. И в основе этой революционной
смены лежит учение Вернадского о ноосфере, о возможности
постепенного перехода биосферы в качественно новое состояние" 1. И. Кант был не только крупнейшим философом, но и известным естествоиспытателем своего времени. Предложенная им научная программа представляла собой попытку примирить научные идеи И. Ньютона и Г. Лейбница. И. Кант осознал необходимость включения человеческого фактора в систему знаний, и данный подход, воплощенный им в трудах "критического" периода, означал настоящую революцию в мышлении.
Будучи
ученым-энциклопедистом, В. И. Вернадский занимался исследованием
научных проблем, лежащих на стыке минералогии, геологии, химии,
биологии и геохимии. В конце XIX в. он заложил основы нового
направления в естествознании-биогеохимии. Среди проблем,
разрабатывавшихся в рамках данного направления, определенное место
занимали проблемы техники, техногенеза, растущих антропогенных
нагрузок на биосферу. Правда, понятие "техногенеза" ввел в 1934 г.
А. Е. Ферсман, но имплицитно оно содержалось и в трудах В. И.
Вернадского.
Учение В. И.
Вернадского о ноосфере содержит не только постановку глобальных
научно-практических проблем и мировоззренческих вопросов, но и
убежденность в способности человечества разумно решить их,
гармонизировать взаимодействие с природой. "Человечество, взятое в
целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его
мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в
интересах свободного мыслящего человечества как единого целого"7. Показательным в данном плане является отношение В. И. Вернадского к И. В. Гете и И. Канту. В работе "Мысли и замечания о Гете как натуралисте" он достаточно подробно проанализировал, в каких именно представлениях Гете опередил свое время. В. И. Вернадский считает, что такое опережение стало возможным благодаря синтетическому постижению природы, в котором сливались художнический, философский, теоретический и экспериментальный подходы к миру. К универсуму Гете подошел диалектически, с ощущением целостности бытия. Разрабатывая свое учение, В. И. Вернадский неоднократно обращался к наследию И. Канта и даже посвятил ему специальную работу "Кант и естествознание", где писал: "Дело будущего развития науки - подойти к таким задачам и к таким научным вопросам, которые заставят философскую мысль искать новых путей, как искал и нашел их Кант"9. Пророческие слова. Создав фундаментальные работы по геохимии и биогеохимии, В. И. Вернадский вышел на рубежи мировоззренческих поисков, которые привели его к философии космизма, к созданию учения о ноосфере. Еще И. Кант в работах "критического периода" пытался рассматривать науку в единстве с социально-культурной проблематикой, дополнить ее антропологией, что было одним из путей преодоления отождествления науки с "природознанием", открывающим перспективы создания единой науки о Человеке. Идею создания такой науки мы находив и в работах К. Маркса, близка она и гуманистическим исканиям В. И. Вернадского. Переключившись с чисто естественнонаучных проблем на обоснование учения о ноосфере, он пришел к выводу о том, что "биохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными"10.
Ход
современной научно-технической революции как никогда остро поставил
проблему соотношения знания и гуманистических ценностей. Тенденция к
расширению техносферы продолжает усиливаться. В этих условиях
необычайно актуальными становятся идеи В. И. Вернадского о
подчиненности науки и техники нравственным идеалам. Культура не может развиваться в односторонней ориентации на науку и свойственный ей способ мышления. Гуманитаризация знания и есть не что иное, как возвращение к утерянной целостности и неделимости мира, понимание антропоцентричности познавательного процесса. "Удивительно не то,- отмечает Е. В. Завадская, - что за последние годы в науке резко выдвинулась проблема равновесия человека и биосферы, проблема сохранения природы; странно, скорее, то, как поздно это произошло"13. Уже в рамках философии русского космизма в конце XIX- начале XX в. были достаточно четко сформулированы многие аспекты экологической проблемы. В трудах же В. И. Вернадского идея гармонического взаимодействия человека и природы, мысль о подчиненности научно-технической деятельности решению социальных задач воплотилась в целостную концепцию ноосферы, которая является гуманистической альтернативой технологическому пессимизму и технократическому мышлению. Ситуация, при которой целые пласты культурного наследия, по существу, были выключены из процесса воспитания поколений, сузила мыслительное поле эпохи, всячески провоцировала прямолинейный активизм и благоприятствовала утверждению в массовом сознании стереотипов технократического мышления. Для преодоления этой тенденции необходимо обладать всем культурным богатством, накопленным человечеством, - иного пути в борьбе с этим "духовным вирусом", видимо, нет. Так нам завещал В. И. Ленин. Изучение научно-философского наследия В. И. Вернадского во всей полноте, раскрытие его гуманистического потенциала и значимости для нашего времени является поэтому важным средством формирования такого духовного климата, который исключал бы шаблонное мышление, экологическое невежество, технократический подход к решению глобальных проблем современности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моисеев Н. Н. В. И. Вернадский и естественнонаучная традиция // Коммунист. 1988. № 2. С. 73. 2. Кант Я. Трактаты. М., 1980. С. 332. 3. Вернадский В. И. Мысли о современном значении истории знаний//Избр. труды по истории науки. М, 1981. С. 242. 4. Его же. Очерки геохимии. М., 1983. С. 258. 5. Его же. Живое вещество. М., 1978. С. 136. 6. Его же. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М, 1965. С. 279. 7. Там же. С. 328.
8. Страницы
автобиографии В И. Вернадского. М., 1981. С. 137, 193. 11. Там же С. 24. 12. Урсул А. Д., Семенюк Э. П., Мельник В. П. Технические науки и интегратввные вроцессы. Кишинев, 1987. С.73. 13. Завадская Е. В. Ци Байши. М., 1981. С. 7.
Философские проблемы современного естествознания.
|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
Книги на aukro.ua | |||||||||||||
Коллекционные
рамки для фотографий и картин |
|||||||||||||
МОИ САЙТЫ http://smotrytskyy.narod.ru/ - Персональный сайт Евгения Смотрицкого http://www.sheynina-elena.narod.ru/ - Персональный сайт Елены Шейниной http://www.vasiliy-shubin.narod.ru/ - Персональный сайт философа Василия Шубина http://www.his-seminar.narod.ru/ - Сайт Днепропетровского городского семинара по истории науки http://www.grunauer.narod.ru - Персональный сайт профессора Александра Адольфовича Грунауэра |
RELGA – научно-культурологический журнал широкого профиля |
||||||||||||
2001-2012 ©
Евгений Смотрицкий.
Все права защищены. Последнее изменение сайта 25.12.2011 г. |
Entworfen durch lolamax |
|