Переводы ::: Übersetzungen ::: Translations ::: Переклади

Von Deutsch, Englisch und Ukrainisch ins Russisch ::: From German, English, Ukrainian in to Russian ::: С немецкого, английского, украинского на русский

 Коллекционные рамки для фотографий и картин

 

 

 

 

 

Евгений Смотрицкий


Философ. Публицист. Переводчик.

 

 

 

Rousseaustr 6. 67663 Kaiserslautern, Германия.                                     smotrytskyy@gmx.de                                       Тел.: 49 (631) 342-79-91

 
 

 

Главная | Профиль | Рекомендации | Публикации | Переводы | Услуги


ИСКАТЬ НА OZON.RU

 

Шубин В.И., Смотрицкий Е.Ю.
(г.Днепропетровск)


Принцип фальсификации Поппера - Лакатоша:

эвристическая ценность


Принцип фальсификации является логическим завершением неопозитивистской установки на критический анализ всего, в том числе и философского знания. Именно в деятельности Венского кружка логиков и математиков были сформулированы основные идеи, ставшие особенно популярными в 30-40-е годы в среде научной интеллигенции (сведение философии к логическому анализу языка науки; принцип верификации; трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки и т.д.). В частности, принцип верификации, обоснованный руководителем кружка М.Шликом, требовал сводить всякое осмысленное научное утверждение к совокупности протокольных предложений, проверяемых чувственным опытом. Предложения науки, не верифицируемые, т.е. не поддающиеся редукции к эмпирическим фактам, считаются лишенными всякого смысла. Таким образом, критический пафос, поддерживаемый вполне приемлемой установкой на точный анализ научно-философского знания, обесценивался эмпиризмом самого принципа, объективно снижавшим роль теоретических конструктов в движении к истине.
Постпозитивизм есть совокупность методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. Постпозитивизм не представляет собой особого философского направления, течения или школы, он является этапом в философии науки, наступление которого связано с выходом в свет английского варианта основной методологической работы К.Поппера "Логика научного открытия" (1959) и книги Т.Куна "Структура научных революций" (1963). Характерной чертой постпозитивистского этапа является значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Однако, несмотря на различные образы науки и ее развития, различные решения методологических проблем, можно выделить ряд общих черт, что характеризуют постпозитивизм как определенный этап в эволюции философии науки. Во-первых, постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. Во-вторых, проблемой философии науки является понимание развития научного знания, а не анализ его структуры. В-третьих, смягчается дихотомия эмпирического - теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. В-четвертых, постпозитивизм постепенно отходит от принципа демаркации, т.е. четкого разделения между наукой и ненаукой, в частности между философией и физикой. И последнее: отказ от кумулятивизма в понимании развития знаний. Постпозитивизм признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, ведущие к пересмотру значительной части ранее признанного и обоснованного знания - не только теоретического, но и самих фактов, методов и мировоззренческих представлений и вызывающие смену парадигмы. В целом, постпозитивизм возник потому, что провалилась редукционистская установка сведения теоретических положений к эмпирическим фактам. Оказалось, что теоретическое знание не редуцируется без остатка к совокупности эмпирических положений. Именно с критики данной установки и начинается постпозитивизм. К.Поппер, а затем и другие представители постпозитивизма убедительно доказали, что всякое эмпирическое знание всегда теоретически обусловленно, всегда имеется концептуальный каркас (это то, чему учил Кант), который является предпосылкой эмпирического познания. К.Поппер пришел к выводу: индуктивной логики нет, поэтому безнадежна попытка транслировать истину с эмпирического уровня на теоретический. А что есть? - Логика дедуктивная и в рамках ее Поппер выбирает логическое орудие - деструктивную дедукцию, а это и есть принцип фальсификации. Смысл: чтобы доказать возможность трансляции истины, иначе говоря, возможность доказательства истинности эмпирического знания, - аргументы не подтверждают, а фальсифицируют, т.е. опровергают теорию. Верификация теории заменяется ее фальсификацией. Пафос данного принципа заключается в том, чтобы ученый никогда не останавливался на достигнутом, а искал аргументы для опровержения данной концепции. Иначе смерть научному творчеству ... Нефальсифицируемых теорий быть не должно, поэтому нельзя спасать научную теорию и выискивать аргументы в ее пользу. Принцип фальсификации К.Поппера, углубленный И.Лакатошом в его работе "Доказательство и опровержение" (русский перевод - 1967) есть подлинный гимн вечному научному поиску и научному знанию вообще. Спасать научную теорию преступно, ибо в конечном счете это приведет к застою в науке и к кризису в научном сообществе. Принцип фальсификации есть проявление самокритики науки, ибо к вненаучной теории он не относится, а наличие такого внутреннего импульса служит противоядием против догматизма в науке и в деятельности научного сообщества.

 

 

Международные чтения
Философы ХХ века: Карл Поппер.
Минск, 1999


 

 

 

 


Главная | Профиль | Рекомендации | Публикации | Переводы | Услуги

2001-2009 © Евгений Смотрицкий. Все права защищены.

Designed by lolamax

Сайт создан в системе uCoz